FV721 Fox — британский лёгкий разведывательный бронеавтомобиль 1970-х годов, также обозначается как «боевая (колёсная) разведывательная машина» (БРМ) (Combat Vehicle Reconnaissance (Wheeled)) или CVR(W). Создан в 1965—1967 годах как дальнейшее развитие лёгкого бронеавтомобиля Ferret и предназначался на роль разведывательно и аэротранспортабельной машины, для замены как Ferret, так и более тяжёлого Saladin в Британской Армии. Разработка Fox велась параллельно с гусеничной разведывательной машиной — лёгким танком Scorpion (CVR(T)), с которым бронеавтомобиль имеет многие общие компоненты. В Британской Армии, Fox оставался одной из основных разведывательных машин вплоть до 1994 года, когда он был снят с вооружения. Также Fox экспортировался в ряд других стран, в некоторых из которых он всё ещё остаётся на вооружении.
Важнейшим качеством вертолета исконно являлась возможность вертикального влета и посадки. Но в процессе эксплуатации винтокрылых машин проявилась и еще одна немаловажная способность - перевозка грузов. Именно о ней и пойдет речь в нашем сегодняшнем видео. Представляю вашему вниманию десятку самых грузоподъемных вертолетов в мире.
AgustaWestland AW101
Открывает наш сегодняшний список AgustaWestland AW101 британо-итальянский вертолёт военного и гражданского назначения, так как он имеет самую низкую грузоподъемность из всех машин представленных в выпуске - 5520 кг.
Вертолет AgustaWestland AW101
Первый прототип вертолета поднялся в воздух 9 октября 1987 года. Поступил на вооружение в 1999 году и с тех пор заменил несколько старых типов вертолетов, таких как Sikorsky SH-3 Sea King, выполняя такие функции, как средний транспорт, противолодочная борьба, поисково-спасательные операции и вспомогательные операции на кораблях. Несколько операторов, в том числе вооруженные силы Великобритании, Дании и Португалии, используют название Merlin для своих вертолетов AW101. Королевские ВВС Канады (RCAF) используют вариант CH-149 Cormorant для спасательных операций в воздухе и на море. Другой вариант, Lockheed Martin VH-71 Kestrel, производился для службы в президентском транспортном парке США.
Eurocopter EC725
Продолжает наш сегодняшний список Eurocopter EC725 Каракал - европейский тактический транспортный военный вертолет дальнего действия, так как он может перевозить 5670 кг полезной нагрузки.
Вертолет Eurocopter EC725 Каракал
Вертолет предназначен для перевозки войск, эвакуации раненых, а также для выполнения боевых поисково-спасательных операций и аналогичен гражданскому вертолету EC225 Super Puma. 27 ноября 2000 года первый прототип EC725 совершил свой первый полет, а к 2005 году ВВС Франции уже получили первые вертолеты. К 2015 году EC725, переименованный в H225M, производился на двух отдельных производственных линиях во Франции и Бразилии. Помимо европейских стран и Бразилии, EC725 эксплуатируется Индонезией, Кувейтом, Малайзией, Мексикой, Сингапуром и Тайландом. Всего, до настоящего времени было произведено более 2000 вертолетов.
Sikorsky CH-54 Tarhe
Следующий в нашем сегодняшнем списке - американский тяжёлый транспортный вертолёт Sikorsky CH-54 Tarhe, так как он имел грузоподъемность 9072 кг.
Вертолеты Sikorsky CH-54 Tarhe
Первый полёт вертолёта S-64 Skycrane, оснащенного двумя газотурбинными двигателями, был выполнен 9 мая 1962 года. Машина была спроектирована по схеме «летающего шасси», или модульной схеме. Вертолёт был хорошо приспособлен и для перевозки грузов на внешней подвеске. Прототипом данной машины (и в целом концепции вертолёта-крана) был опытный вертолёт Сикорского S-60. Армия США приобрела 105 вертолётов, присвоив им обозначение CH-54. Вертолёты использовались в ходе боевых действий во Вьетнаме, в частности - для эвакуации поврежденных самолётов и вертолётов. С течением времени они были заменены транспортными вертолётами Boeing CH-47 Chinook, хотя отдельные машины эксплуатировались национальной гвардией США до начала 1990-х годов. Кроме того, предприятие Sikorsky Aircraft выпустило вертолёт в гражданском варианте S-64E.
Sikorsky S-64Е Skycrane
Вышеупомянутый американский двухмоторный тяжелый грузовой вертолет Sikorsky S-64Е Skycrane занимает следующую строчку в нашем сегодняшнем списке, так как имеет сертификат летной годности на перевозку подвесных грузов массой до 10 160 кг.
Вертолет S-64Е Skycrane в пожарном амплуа
В 1992 году права на производство были приобретены компанией Erickson Air-Crane, которая стала производителем и крупнейшим в мире эксплуатантом вертолетов S-64. Были внесены изменения в планере, приборном оборудовании и грузоподъемности вертолета. S-64 может быть оснащен стационарным баком с замедлителем емкостью 10 000 литров, который помогает бороться с лесными пожарами. Вертолет способен наполнить весь бак водой за 45 секунд с водной горки толщиной 46 см. Эриксон дает каждому из своих S-64 индивидуальное имя, самое известное из которых — «Элвис», который использовался при тушении пожаров в Австралии.
Ми-6
Продолжает наш сегодняшний список советский тяжёлый многоцелевой вертолёт Ми-6. И хотя его заявленная грузоподъемность составляла 9000 кг, официально предусматривался режим эксплуатации с ограничением заправки ~ минус 4 тонны. В таком режиме вертолет мог нести до 12 000 кг груза.
Вертолет Ми-6
Первый опытный вертолёт был построен в октябре 1956 года на опытном производстве ОКБ-329. Серийный выпуск Ми-6 был развёрнут за два года до окончания государственных испытаний, одновременно на двух предприятиях: Московском заводе № 23 и Ростовском заводе № 168. Впервые в СССР именно на Ми-6 штатно была предусмотрена транспортировка негабаритных грузов на внешней подвеске вертолёта. В 1961 году Ми-6 стал первой в мире винтокрылой машиной, преодолевший скорость 300 км/ч, считавшейся в то время предельной для вертолётов. Всего на вертолёте Ми-6 установлено 16 мировых рекордов. Он экспортировался более, чем в десяток стран мира. Выпуск Ми-6 в Ростове продолжался до 1980 года, когда ему на смену пришёл Ми-26. Всего было построено 926 вертолётов типа Ми-6.
Боинг CH-47 «Чинук»
Следующий в нашем сегодняшнем списке - американский тяжелый военно-транспортный вертолёт продольной схемы Боинг CH-47 «Чинук», так как грузоподъемность его модификации MH-47E составляет 12 284 кг.
Боинг CH-47 «Чинук»
Это один из самых тяжелых вертолетов Запада. Его название, Чинук, происходит от индейского народа Чинук, проживающего в штатах Орегон и Вашингтон. 21 сентября 1961 года опытный винтокрылый аппарат совершил свой первый полет. В 1962 году HC-1B был переименован в CH-47A в соответствии с системой обозначения вертолетов США 1962 года. За годы эксплуатации вертолет был неоднократно серьезно модернизирован. Военная версия вертолета экспортировалась более, чем в два десятка стран мира и участвовала во множестве военных конфликтов современности. Гражданской версией «Чинука» является Boeing Vertol 234. Он использовался гражданскими эксплуатантами не только для пассажирских и грузовых перевозок, но также для тушения пожаров с воздуха , а также для поддержки лесозаготовительной , строительной и нефтедобывающей промышленности. CH-47 остается одним из немногих вертолетов, разработанных в начале 1960-х годов, который остаётся, как в производстве, так и на вооружении более 60 лет.
Ми-10
Еще более грузоподъемным оказался советский военно-транспортный вертолёт Ми-10, так как его нормальная грузоподъемность составляла 12 000 кг и официально предусматривался режим эксплуатации с ограничением заправки, при котором максимальная грузоподъемность составляла аж 15 000 кг.
Вертолет Ми-10
Прототип, известный как В-10, поднялся в небо 15 июня 1960 года. 23 сентября 1961 года второй опытный В-10 установил рекорд грузоподъёмности в 15 103 кг на высоту 2200 м. В последующие годы ВПК отказался от идеи возить ракеты вертолётами, и проект оказался на грани закрытия. Выпуск серийного Ми-10, начатый в 1964 году, составил всего 24 единицы. Широкого применения эти машины не нашли, так как фиксация груза гидрозахватами требовала оборудования грузов ответными узлами.
Новая модификация, Ми-10К, была разработана специально для строительно-монтажных работ.
Вертолет Ми-10К
Первый полёт состоялся в июне 1965 года, в 1967 году Ми-10К летал на авиашоу в Париже, а производство началось в 1975 году. В 1981 году впервые в практике СССР с помощью грузового вертолёта МИ-10К были смонтированы конструкции Харьковской телебашни высотой 240,7 м.
Sikorsky CH-53E Super Stallion
Продолжает наш сегодняшний список американский тяжёлый военный вертолёт Sikorsky CH-53E Super Stallion, так как он может нести на внешней подвеске до 16 300 кг груза.
Вертолет Sikorsky CH-53E Super Stallion
Он был разработан для Корпуса морской пехоты США на основе CH-53 Sea Stallion в 1970 году, в основном за счет установки третьего двигателя, добавления седьмой лопасти к несущему винту и наклона рулевого винта на 20°. Он способен поднимать тяжелую технику, в том числе восьмиколесную легкую бронемашину LAV-25 и 155-мм гаубицу М198 с боеприпасами и экипажем. Для ВМФ США была выпущена модификация «MH-53E Sea Dragon», имеющая значительно больший запас топлива и долговечности. MH-53E выполняет операции по тралению мин на большие расстояния или используется в противоминных операциях с воздуха. Во время операции «Буря в пустыне» «Морские драконы» корабельного базирования MH-53E использовались для операций по разминированию в Персидском заливе у берегов Кувейта. MH-53E способен дозаправляться в воздухе и может дозаправляться при висении. CH-53E и его модификации являются самыми большими вертолётами в «западном мире».
Ми-26
Ну а самым грузоподъемным вертолетом, производящимся и эксплуатирующимся до сегодняшнего дня, является советский и российский тяжёлый многоцелевой транспортный вертолёт Ми-26, так как он может переносить полезную нагрузку массой до 20 тонн. Это крупнейший в мире серийно выпускаемый транспортный вертолёт.
Вертолет Ми-26
Ми-26 создавался на рубеже 1960-1970-х годов на конкурсной основе с КБ Камова, с целью расширения возможностей выполнения перевозок крупногабаритной и тяжёлой техники, поступавшей в войска. Всего при создании вертолёта было изготовлено более семидесяти испытательных стендов. Была проделана колоссальная работа. Первый полёт Ми-26 выполнен 14 декабря 1977 года. Запуск в серийное производство состоялся в том же году позже.В 1983 году для нужд народного хозяйства был разработан демилитаризованный вариант вертолёта под индексом Ми-26Т. Вертолет использовался в Афганской войне, во время ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в Гражданской войне в Анголе, в Карабахском конфликте, Первой и Второй чеченских войнах. Всего, по данным реестра Ми-26, на конец 2019 года было построено 330 вертолётов различных модификаций, из которых около трети продолжают эксплуатироваться.
В-12
Самым тяжёлым и грузоподъёмным вертолётом, когда-либо построенным в мире является советский прототип вертолета В-12 или «Изделие 65». Проект воздушного гиганта представлял собой четырёхдвигательный аппарат по двухвинтовой поперечной схеме.
Вертолет В-12
По концам каждой ферменной консоли-крыла находилась винтомоторная гондола с двумя газотурбинными двигателями Д-25ВФ мощностью по 6500 л.с. каждый. Первый полёт вертолёт совершил 10 июля 1968 года. 6 августа 1969 года В-12 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов. Первый В-12 был показан на выставке в Ле Бурже в 1971 году. За создание сверхгрузоподъёмного В-12 Американское вертолётное общество наградило ОКБ М. Миля «Призом И. И. Сикорского», присуждаемого за выдающиеся достижения в вертолётной технике. В-12 по размерам более чем вдвое, а по весу — более чем в четыре раза превосходил самые тяжёлые американские вертолёты: CH-53 Сикорского и Боинг-Вертол «Чинук». Всего было построено два прототипа. Несмотря на достигнутые результаты по грузоподъёмности, программа была признана неэффективной — к этому времени у военных отпала необходимость в вертолёте такой грузоподъёмности, благодаря созданию более эффективных и более лёгких стратегических ракет на мобильных пусковых установках, а все потребности народного хозяйства и Вооружённых Сил успешно удовлетворялись вертолётами Ми-6 и Ми-10. Поэтому разработка В-12 была прекращена.
Путь в небо у разных людей начинается по-разному. В советское время лётчики учились бесплатно в государственных училищах и на аэродромах ДОСААФ. Сегодня за счёт государства учат только коммерческих пилотов для работы в авиакомпаниях, а кто поднимается в небо по желанию души, учатся и летают за свой счёт. Почти все, потому что в России живёт несколько частных меценатов, которые готовы дарить небо другим. Об одной из этих историй – наш первый репортаж. Женская пилотажная группа «Барсы», первая и до сих пор единственная в России, создана в 2014 году в Сургуте Евгением Барсовым. Имя этого человека известно авиаторам страны, ведь Евгений, как и десятки других, мечтающих о небе, не просто научился летать в 50 лет, а с нуля создал аэродромный комплекс. Создание пилотажной группы не в Москве, а в Сибири это новый этап в развитии малой авиации России. Первый раз набор желающих объявили в 2013 году, тогда из всего Сургута пришло только 3 молодых человека. Идею отложили до лучших времен. Но уже через год возникла новая – создать женскую пилотажную группу, и она внезапно оказалась успешной. Примечательно и важно, что девушки обучались и летают бесплатно, за счёт Евгения Барсова. На аэродром продолжают приходить юные девчонки, крайне упорные из них остаются и достигают желаемого. Пилотажная группа не приносит доход и даже до сих пор не вышла на самоокупаемость, но Евгению Барсову это и не требуется. Есть поступки, которые дороже денег, и узнавая такие истории в наше непростое капиталистическое время, начинаешь верить в чудеса. В мире, где всё продаётся и всё покупается, остались островки, на которых можно найти себя бесплатно.
Уничтожение советских истребителей Су-7 сирийских ВВС управляемыми ракетами «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения AIM-9 Sidewinder, запущенных с французских истребителей Mirage IIICJ израильских ВВС. 1972.
Единственный самолет с цельноповоротным в полете крылом.
Также называемое крылом-ножницами, оно было ответвлением концепции крыла изменяемой стреловидности, впервые исследованной на Bell X-5 (который в свою очередь являлся развитием проекта Messerschmitt Me P.1101 времен ВОВ) в начале 1950-х годов. Крылья изменяемой стреловидности позволяют самолету использовать преимущества подъемной силы и управляемости прямого крыла на малых скоростях при взлете и посадке, а также уменьшенное лобовое сопротивление и лучшую эффективность стреловидных крыльев на высоких и крейсерских скоростях.
Bell x5
P1101
Главный недостаток схемы - сложный и тяжелый механизм поворота. Если же поворачивать крыло целиком, то механизм упростится вдвое.
Первым известным проектом был Blohm & Voss P.202, предложенный Ричардом Фогтом в 1942 году. На высоких скоростях, как дозвуковых, так и сверхзвуковых, крыло будет поворачиваться под углом до 60 градусов к фюзеляжу самолета для улучшения скоростных характеристик. Исследования показали, что эти углы уменьшат аэродинамическое сопротивление, позволяя увеличить скорость и увеличить дальность полета при том же расходе топлива. На более низких скоростях, во время взлета и посадки, крыло будет располагаться перпендикулярно фюзеляжу, как обычное крыло, чтобы обеспечить максимальную подъемную силу и управляемость.
Первый летающий образец - беспилотный и безымянный Oblique Wing Research Aircraft (Исследовательский самолет с косым крылом). Первый полет в 1976 году.
Oblique Wing Research Aircraft
Первым же пилотируемым самолетом стал AD-1, разработанный Бертом Рутаном. Первый полет совершил 21 декабря 1979 года. Самолет был максимально простым и дешевым. На всю работу ушло 9 месяцев. За изготовление отвечала компания Ames Industrial. Бюджет проекта составил всего $240 тысяч. AD-1 был оснащен двумя небольшими турбореактивными двигателями Microturbo TRS18-046 и отличился минимальными габаритами. Его длина составила 10 м, размах крыльев – 9,8 м. Привод крыла был электромеханическим. Максимальный поворот крыла осуществлялся до угла 60 градусов. Каждый полет испытатели увеличивали угол поворота на 1 градус. Максимальной отметки достигли только в 1981.
Испытания показали, что на малых скоростях самолет послушен и приятен в управлении. Но при угле 50 градусов,самолетом становилось трудно управлять из-за недостаточной устойчивости. Обычно это происходило во время маневрирования с полностью стреловидным крылом. Одной из причин, но не единственной, была недостаточно жесткая конструкция.
Самолет не получил продолжения как и вся концепция крыла изменяемой стреловидности. Сейчас находится в музее
16 мая 1929 года. в Голливуде (Калифорния, США) на церемонии в отеле "Рузвельт" состоялась премьера "немого" фильма под названием:"Крылья" от известной в нынешнее время "Paramount Pictures", выпущенный в 1927 году режиссером Уильямом А. Уэллманом, который получил первую премию "Оскар" в номинации за лучший фильм. Он также получил награду за лучшие инженерные эффекты
"Немое" кино о боевых лётчиках Первой мировой войны был снят в Келли Филд, штат Техас, и обошелся в 2 000 000 долларов. В сценах боёв было задействовано более 300 пилотов и 3500 актёров "массовки".
Главные роли в фильме играли актеры: Клара Боу, Чарльз («Бадди») Роджерс, Ричард Арлен и Гэри Купер.
Бадди Роджерс, Ричард Арлен и Гэри Купер в фильме «Крылья», 1927 год. (Paramount Pictures)
Уильям А. Веллман, режиссер фильма, сам был боевым пилотом во время Первой мировой войны.