Сообщество - Книжная лига
Добавить пост

Книжная лига

22 096 постов 78 182 подписчика

Популярные теги в сообществе:

Ответ на пост «Ищу самую правдивую книгу»

Николай Сладков, "Планета чудес".

Еще из той же серии, но более нудная и преимущественно по географии - Михаил Ильин, "Воспоминания Захара Загадкина".

[Найдено] Ищу самую правдивую книгу

В детстве на меня произвела огромное впечатление книга, а сейчас очень хотел бы дать почитать своим детям, но не могу найти. Помогите, пожалуйста!

Книга - что-то среднее между художественной и научно-популярной. Начинается с небольшого вступления, про рассвет в лесу, пенье птиц, описание природы. Потом объясняется, что это самый лживый рассказ, и в нём нет ни слова правды. Что таких птиц не водится в лесу, петь на рассвете они тоже не могут и так далее. Дальше начинается основная часть книги, в которой описываются приключения, которые выглядят абсолютной фантастикой, но в самом конце книги опять по каждому факту и небылице дано объяснение, даже с подтверждающими эти факты фотографиями, что это на самом деле существует. И рассказ, кажущийся сборником небылиц, на самом деле чистая правда. К примеру, в приключениях описан остров длинношеих людей. А в конце объяснено, что в африке есть племена с детства вставляющие обручи на шею и растягивающие её до нескольких десятков сантиметров.

Автор, скорее всего из СССР. Но, возможно, это был какой-то качественный перевод, увы не помню =(

Upd.: Нашли! Спасибо! <3
Николай Сладков, "Планета чудес".
https://pikabu.ru/story/otvet_na_post_ishchu_samuyu_pravdivuyu_knigu_11397207?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing

ПОМОГИТЕ НАЙТИ КНИГУ

Читала ее в году так 2022, название и автора совсем не помню. Вот некоторые детали, которые въелись мне в память.

Девушка подросток приезжает летом к своему отцу на дачу, живет она на чердаке, или втором этаже. Встречает парня на пляже, загорелого с янтарными/темными глазами, который умеет управлять лодками. Тот парень берет ее с собой в лодку, чтоб показать море. Там они лежат вместе, целуются, все романтично как положено. После этого он часто приглашал ее поплавать в открытом море. Они скрывают свои отношения от всех. Если не ошибаюсь, там была еще сцена, где он пытался ее уломать на больше чем поцелуй, но память может подводить.
Так же была сцена как главная героиня ехала со своим отцом, и его девушкой(женой) к кому-то на вечеринку-бал в платьях. Главной героине не понравилась эта идея, и она придумывает отмазку чтоб сбежать с вечеринки, говоря что папиной девушке стало плохо, поэтому им нужно уйти.

Это конечно не конец книги, просто после этого я напрочь забыла дочитать, а в конце концов потеряла в интернете эту книгу. Больше всего запомнился момент с поцелуем в лодке, и то что парень был загорелым

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

Мадьярский проспект

Мадьярский проспект Великая Отечественная война, Партизаны, Бой, Отвага, Удача, Герои, Победа, Видео, YouTube, Длиннопост

Иван Кудинов — мой хороший друг. Вместе прошли не один бой. Я кричу: «Иди! » Он отказывается. Не хочет оставлять. Предлагаю снова, но он твердит: «Живыми они нас не возьмут. А помирать — так обоим».
Может, первый раз Ваня меня не понял. Я вовсе не хотел помирать. Как я мог принять такое предложение? В нем не было никакого смысла: расстрелять оставшиеся патроны я могу и без него. И я тогда приказал Ивану уходить.
— Успеешь — выручишь, — сказал я, — а нет — расскажешь командиру про наш бой.
Мы расцеловались. Пополз мой товарищ под прикрытием коротких очередей. Благополучно миновал просеку и оглянулся. В эту минуту прозвенела у моего уха пуля, попала в березку, и кусочки коры обсыпали мне лицо. Что-то попало в глаз — кусочек коры или щепочка. Я откинулся назад и потянул за собой пулемет. Ствол задрался.
Когда я присел в своем гнезде поглубже, вынул соринку и снова готовился к продолжению обороны, то заметил, что Кудинов, схватившись за голову, не оглядываясь, побежал в лагерь. Не иначе — он решил, что я убит, значит, патронов не принесет.
А я сидел за своей мохнатой елочкой, под кривой березой. У меня в диске оставалось несколько патронов, И в пистолете семь. Четыре гранаты. Вот и вся моя жизнь. Надолго ли хватит? Помощи мне вряд ли дождаться. Однако погибать неохота. Как самого себя выручить? Надо соображать, надо оглядеться. Если Ивану, показалось, что я убит, — может, и враги также считают. Надо сидеть тихо.

Вижу — у врага порядочная паника. Они уже вперед не рвутся. Не знают, как им справиться с обозом. Мобилизованные в селах ездовые побросали сани и расползлись по снегу. Лес в этом месте редкий, за ним светится поляна. Мне хорошо видно, что на ней, как мухи в сметане, барахтаются люди в черных куртках. Долго притворяться мертвым — ничего не добьешься. И я решил помочь мадьярам развернуться без ездовых в обратную сторону: выпустил по обозу последнюю очередь.
Видимо, это было последней каплей, переполнившей чашу. Силы партизан показались мадьярам неисчислимыми. Исход боя был решен. А против их роты стоял один пулеметчик!
Враги отступили.
Теперь делать нечего — пора уходить. Я быстро закопал еще горячего «дегтяря» в сугроб. Броситься прямо к лагерю, через просеку? Не годится. И я кинулся со всех ног туда, где ползали ездовые. Там лес редок, но может, и я сойду за ездового.
Помчался, сколько было сил, наметив целью — достигнуть, пока не очухались мадьяры, высокого гребня снега. За тем гребнем небольшая полянка с лозовыми кустами, а там до нашего леса рукой подать. В первые минуты казалось, что лечу, как на крыльях, не сам бегу, а несет меня неведомая сила. Только ветер свистит в ушах.
Но я все-таки не птица, а человек, причем человек в больших сапогах, они тонут в снегу. Поэтому «летел» я недолго.
Заметили. Уже пули свистят, взрывая снег. Передвигаюсь все медленней. Сердце — как молот. Дышать больно. Пот заливает глаза. Сапоги, проклятые, застревают в снегу, как в капканах. Два раза проваливался выше пояса. А пули: «В-зз-жи! » — и тонут в сугробах.
И тут мне стало страшно. Почему они в меня не попадают? Нарочно? Живым взять хотят? — Я не дамся!..
Уже сунул руку в карман за пистолетом и — упал.
Секунду, не больше лежал я в снегу, но успел ясно представить себе растерзанное врагами тело нашего партизана. Видел пять дней назад, а сейчас будто он рядом со мной. Как ни люблю я жизнь, как ни больно мне расставаться с ней, но в тот миг, честное слово, мечтал, чтобы пристрелили! Только бы не даться в руки! Решил: если дотяну до высокого гребня, перевалю за него — значит жить. Не дотяну — надо стреляться.
Ползу, от дороги отделились пятеро мадьяр и — за мной. Щупаю пистолет — нету. Потерял. А пятерка тянется по моему следу. Им легче. Нагло идут за мной, будто я уже и не человек.
Эта наглость меня разожгла. Сейчас увидите, как партизана в плен брать! Сейчас встречу! Себя не пожалею.

Мадьярский проспект Великая Отечественная война, Партизаны, Бой, Отвага, Удача, Герои, Победа, Видео, YouTube, Длиннопост

И все-таки соображаю — остаться живым. Тащу из-за пояса гранаты. Если удачно подобью, можно двигаться дальше. Но вряд ли всех сразу возьмешь. Надо бросить и сразу бежать. А как тут побежишь? Сил уже нет. И тут пришла мысль. Не знаю, что они подумали, когда я ни с того ни с сего плюхнулся в снег. Сижу — будто их поджидаю, будто сдаюсь или ранен. А мысль моя такая: разуться, облегчить ноги. Раз, два — готово. Вскакиваю, прыгаю им навстречу, кидаю две гранаты. И дальше, через гряду, босиком.
Теперь у меня прыжки огромные. Ноги стали легкими, прямо-таки отскакивают от земли. Лес подвигается ко мне все ближе.
Один раз оглянулся. Бросив сани, солдаты уже отходят от места боя, отступают к Ивановке. И никто уже за мной не бежит. Двое лежат в снегу. Я обнял руками первое встретившееся в лесу дерево и глубоко набрал грудью воздух. Все! Спасен, живой.
В лагере действительно со слов Кудинова меня считали погибшим. «Покойнику» устроили теплую встречу. Приятно было узнать, что меня вспоминали как хорошего бойца и собирались ехать на просеку, чтобы осмотреть место сражения и подобрать своих, значит, и меня.
Вот я вместе со всеми и поехал в санях к «мадьярскому проспекту», как тогда же окрестили просеку партизаны.
Здесь мы нашли сорок девять подвод. На них: двадцать шесть тысяч патронов. Одиннадцать ящиков гранат. Семь ручных пулеметов. Один — станковый. Четыре ящика ракет и много другого вооружения, снаряжения и всяких полезных вещей.
На снегу лежали тридцать шесть мадьяр, тринадцать полицаев, шестеро ездовых и десятка три лошадей. Но мне было не до трофеев: ведь тут оставался мой пулемет Дегтярева. Не испытал бы я полного счастья, когда б не нашел его. Честно говоря: бросать оружие я не имел права. То, что закопал «дегтяря», очень меня мучило, хотя никто и не попрекнул.
Вот знакомая березка, вот сугроб. Мой славный защитник здесь. Обледенел, оделся корочкой, как будто лежит давно-давно.
Тут я даже «ура» закричал: как здорово все получилось! И враг побит, и я «убитый» жив остался, да к тому же «дегтярь» при мне! Как было не запомнить такой день.

Из книги Георгия Артозеева «Партизанская быль»

Партизаны!!!

Показать полностью 1 1

Что читать у Николя Гоголя в 21 веке?

Что читать у Николя Гоголя в 21 веке? Что почитать?, Классика, Обзор книг, Русская литература, Литература, Длиннопост

Зачем читать Николя Гоголя сегодня?

Николай Васильевич Гоголь - имя, которое невозможно обойти стороной, говоря о русской литературе. Но стоит ли современному читателю, избалованному блокбастерами и твитами, тратить свое драгоценное время на пыльные фолианты классика? О да, и причин тому - великое множество.

Нет времени читать? Смотри пост в карточках в telegram-канале

  • Гоголь — бесстрастный обличитель пороков

Гордыня - вот первый грех, который Гоголь беспощадно обличает в своих произведениях. Чванливые чиновники, мнящие себя пупом земли, спесивые помещики, кичащиеся своей властью над крепостными душами - все они предстают перед нами во всей своей неприглядности. Вспомните хотя бы Городничего из "Ревизора", который готов ползать на брюхе перед мнимым столичным чиновником, лишь бы сохранить свое теплое местечко.

Но не только спесь и чванство бичует Гоголь. Алчность, стяжательство, погоня за наживой - эти пороки также не ускользают от его острого взгляда. Чего стоит один только Чичиков, скупающий "мертвые души" ради призрачного богатства! А Плюшкин, превративший свое имение в свалку хлама, лишь бы не упустить ни одной копейки? Эти образы, словно кривые зеркала, отражают темные стороны человеческой натуры.

  • Гоголь — тонкий психолог

Гоголь - не просто бесстрастный обличитель пороков. Он - тонкий психолог, проникающий в самые потаенные глубины души. Его герои - не картонные злодеи, а живые люди со своими страстями, страхами, надеждами. Вот Башмачкин из "Шинели", забитый и униженный "маленький человек", мечтающий лишь о новой шинели. А Поприщин из "Записок сумасшедшего", чье безумие - лишь способ укрыться от жестокой реальности. Читая Гоголя, мы не только смеемся над пороками, но и сострадаем слабостям человеческим.

  • Гоголь — мастер мистики и фантасмагории

Гоголь — реалист, сатирик, психолог. А еще он - мастер мистики и фантасмагории, творец причудливых миров, где реальность переплетается с вымыслом. Вспомните хотя бы "Вия" с его жуткими ведьмами и нечистью, или "Портрет", где сам дьявол смотрит на нас с полотна. В этих мирах привычные законы бытия искажаются, как в кривом зеркале, заставляя нас усомниться в незыблемости нашей реальности.

И вот, пройдя через смех и страх, через обличение пороков и сострадание слабостям, мы выходим на новый уровень понимания. Гоголь, этот мистик и визионер, приоткрывает нам завесу над вечными вопросами бытия. Что есть человек перед лицом мироздания? Что есть добро и зло, свет и тьма? И есть ли предел человеческому падению и взлету? На эти вопросы каждый ищет ответ сам. Но Гоголь, этот насмешливый и мудрый проводник, помогает нам в этих поисках.

Что читать у Николя Гоголя в 21 веке? Что почитать?, Классика, Обзор книг, Русская литература, Литература, Длиннопост

7 — «Портрет»

Главный герой, художник Чартков, предстает перед нами как жалкая марионетка в руках своих страстей. Бедность и безвестность гложут его, как голодные псы, и он готов на все, лишь бы вырваться из их цепких лап. И вот, богатство, свалившееся на Чарткова, словно манна небесная, быстро превращается в яд, отравляющий его душу. Алчность и тщеславие, эти вечные спутники человеческой слабости, овладевают им безраздельно. Он готов продать свой талант за горсть серебряников, как Иуда - Христа.

И Гоголь, этот беспощадный анатом человеческих пороков, с садистским наслаждением описывает падение своего героя. Мы видим, как божественный дар живописца превращается в жалкое ремесло, как высокое искусство приносится в жертву низменным страстям. Чартков, этот новоявленный Фауст, продает душу дьяволу за иллюзию успеха и богатства.

Но не только реалистическая драма разворачивается перед нами. Гоголь, этот мистик и визионер, погружает нас в зловещий мир средневековых легенд и суеверий. Старик-ростовщик, чей портрет становится роковым для Чарткова, предстает чуть ли не воплощением самого Сатаны. Искушение, соблазн, падение - вечные мотивы человеческой истории разыгрываются здесь, как по нотам.

Так что же хотел сказать нам Гоголь этой мрачной притчей? Что талант и успех несовместимы? Что искусство обречено быть поруганным и растоптанным в мире, где правят бал алчность и тщеславие?

Возможно. Но, быть может, есть здесь и иной смысл. Быть может, "Портрет" - это предостережение каждому из нас. Ведь в душе любого человека таится свой Чартков - слабый, падкий на соблазны, готовый продать свое предназначение за чечевичную похлебку. И портрет старика-ростовщика - это зеркало, в котором мы видим свое истинное лицо.

Что читать у Николя Гоголя в 21 веке? Что почитать?, Классика, Обзор книг, Русская литература, Литература, Длиннопост

6 — «Нос»

Николай Гоголь в своей повести "Нос" срывает маски с человеческих пороков и заблуждений. Что же скрывается за фасадом благопристойности и чинопочитания?

Поначалу мы погружаемся в серую, будничную жизнь петербургских обывателей. Чиновники, ремесленники, сплетники - все эти винтики бездушной системы, кажется, навеки застыли в своем убогом мирке. Но вот в эту рутину врывается нечто невероятное, абсурдное, фантасмагорическое.

Майор Ковалев, этот мелкий, тщеславный человечек, однажды просыпается без носа. Да-да, без носа! Этот нелепый орган, символ человеческого достоинства и самолюбия, буквально сбежал от своего хозяина и зажил собственной жизнью.

Можете себе представить весь ужас и унижение бедного Ковалева? Он, майор, человек с положением, вдруг лишился своего носа! И ладно бы нос просто исчез - так нет же, он разгуливает по городу в мундире статского советника, кичась своим новообретенным статусом.

Гоголь, этот злой гений, с садистским наслаждением развивает эту абсурдную ситуацию. Мы видим, как Ковалев мечется по городу, пытаясь вернуть беглый нос, как он унижается перед чиновниками и даже перед собственным носом. Что это - фарс, гротеск, дурной сон?

Но за всем этим безумием кроется глубокий, горький смысл. В абсурдном мире "Носа" как в кривом зеркале отражаются все пороки николаевской России - чинопочитание, бездушие, мелочность.

В конце повести нос все-таки возвращается на свое место. Так, может здесь есть и проблеск надежды. И, быть может, его смех однажды разбудит нас от вековечного сна.

Что читать у Николя Гоголя в 21 веке? Что почитать?, Классика, Обзор книг, Русская литература, Литература, Длиннопост

5 — «Шинель»

В «Шинели» Н.В. Гоголь создает потрясающий образ «маленького человека», раздавленного бездушной бюрократической системой.

Главный герой - скромный чиновник-переписчик Акакий Акакиевич Башмачкин. Вся его жизнь проходит в душных казенных канцеляриях Петербурга, среди чинов, формальностей и бумажной волокиты. Единственная отрада бедняги - новая шинель, на которую он копит последние гроши.

Гоголь очень живо и пронзительно описывает, как эта потеря шинели становится для Башмачкина настоящей трагедией. Он бегает по инстанциям в поисках справедливости, но на каждом шагу терпит лишь унижения от представителей власти. Бездушная система безжалостно раздавливает это маленькое существо.

Утрата шинели символизирует для героя смерть его личности, крушение его хрупкого внутреннего мира. И в финале зловещая фантастика начинает вторгаться в реальность - по Петербургу рыщет мстительный призрак Башмачкина, ужасающий всех встречных чиновников.

Гоголь виртуозно сочетает реалистическую жизненную правду с гротескной фантастикой. Это причудливое сочетание производит по-настоящему леденящее впечатление, заставляя читателя содрогнуться от горькой иронии и беспощадного трагизма происходящего.

"Шинель" ставит перед нами важнейшие вопросы о человеческом достоинстве, о равнодушии общества к "маленьким людям", о моральной ответственности человека перед ближним. Эта пророческая повесть натолкнула многих писателей на осмысление того, что значит быть личностью в мире бездушных порядков и бюрократии.

Что читать у Николя Гоголя в 21 веке? Что почитать?, Классика, Обзор книг, Русская литература, Литература, Длиннопост

4 — «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Здесь Гоголь предстает перед нами как истинный мастер народного повествования и создатель яркой, самобытной украинской мифологии.

Гоголь словно погружает читателя в волшебный мир украинской деревни, населенной веселыми парубками, хитрыми ведьмами и прекрасными девушками. Перед нами предстает завораживающая смесь реалистических зарисовок сельского быта и причудливого фольклорно-фантастического мира. Фантастика у Гоголя идет рука об руку с бытовыми деталями, трагическое переплетается с комическим.

В центре цикла - поистине шедевральная повесть "Ночь перед Рождеством" с ее необычайно смешным и ярким сюжетом о кузнеце, отправившемся за черевичками для возлюбленной верхом на самом черте. Не удивительно, что этот сюжет впоследствии вдохновлял многих художников и режиссеров.

В "Вечерах на хуторе" Диканька предстает не просто реальной украинской деревней, но чем-то гораздо большим - воплощением самой народной души, поэтичной, жизнерадостной, полной юмора и мудрости. Гоголь создает здесь свой собственный малороссийский фольклорный мир, пропитанный духом старинных преданий, легенд и песен.

Язык повестей также удивителен - насыщенный диалектизмами, пословицами, оборотами народной речи, он сам по себе является жемчужиной народного стиля. Здесь очень ярко проявляется глубинная связь Гоголя с национальными корнями, с языком и мировосприятием украинского крестьянства.

В "Вечерах на хуторе" счастливо слились интерес писателя к народному фольклору и мифологии с истинной поэзией народной жизни. Эта книга положила начало великой гоголевской традиции в русской литературе, продемонстрировав всю мощь его необыкновенного таланта повествователя.

Что читать у Николя Гоголя в 21 веке? Что почитать?, Классика, Обзор книг, Русская литература, Литература, Длиннопост

3 — «Миргород»

В сборнике "Миргород" Н.В. Гоголь предстает зрелым мастером слова, виртуозно сочетающим реалистическое изображение украинского быта с фантастическими, почерпнутыми из народных преданий сюжетами.

Повести цикла поражают разнообразием тем и жанров - от трогательной идиллии до мистической готики. Открывающая книгу повесть "Старосветские помещики" - подлинный шедевр гоголевской прозы. С какой нежностью и тонким юмором писатель описывает здесь размеренный быт престарелой четы Товстогубов, их милые привычки и привязанности! Их трогательные отношения, омраченные лишь драматическим происшествием с кошкой, полны очарования и поэзии.

Совсем другой дух царит в центральной повести цикла "Тарас Бульба" - героической эпопее запорожского казачества. Здесь описаны яростные битвы, воинственный патриотический дух и трагический конфликт отца с сыном из-за измены последнего казацкому братству.

А в повести "Вий" Гоголь черпает вдохновение в древнеславянском фольклоре, воссоздавая атмосферу таинственного ужаса. Встреча бурсака Хомы Брута с нечистой силой и самим Страшным Вием буквально полна кошмарных, леденящих душу подробностей.

Наконец, в комедийной повести "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" писатель предстает блестящим сатириком, обнажающим человеческие слабости - ревность, мелочность, упрямство. История ссоры двух миргородских помещиков из-за ружья высмеивает комическое и трагическое в обыденной жизни.

При всем разнообразии жанров и настроений, повести "Миргорода" объединяет одна главная тема - народной жизни, украинского национального характера. Гоголь осмысливает ее во всех гранях - от идиллического до трагического, от сатирического до мистического. Именно в "Миргороде" писатель достигает подлинной творческой зрелости в изображении Украины.

Что читать у Николя Гоголя в 21 веке? Что почитать?, Классика, Обзор книг, Русская литература, Литература, Длиннопост

2 — «Ревизор»

"Ревизор" - вершина его творчества в драматургии и один из шедевров русской и мировой литературы.

В этой пьесе Гоголь обличает пороки, процветавшие в российском обществе того времени - взяточничество, казнокрадство, лицемерие чиновников. Сюжет строится на забавном недоразумении - приезде в провинциальный городок человека, которого все принимают за ревизора из столицы. Это приводит к целой цепочке комических ситуаций и розыгрышей.

Однако за смешными сценами скрывается горькая сатира на продажность бюрократической системы в России. Гоголь выступил новатором, отказавшись от традиционного любовного сюжета и сосредоточившись на социальных проблемах. Он мастерски создает галерею ярких персонажей-чиновников, каждый из которых олицетворяет какой-либо человеческий порок.

Особого внимания заслуживает язык пьесы - живой, сочный, сочетающий народные выражения, идиомы и афоризмы. Юмор переплетается с беспощадной сатирой, высмеивающей пороки общества.

"Ревизор" стал важной вехой в развитии русской драматургии, утвердив принципы сатирического гротеска и социальной актуальности. Созданные Гоголем яркие образы и цитаты вошли в золотой фонд русской культуры. По силе обличительного пафоса и художественному мастерству эта пьеса считается одним из высочайших достижений русской литературы.

Что читать у Николя Гоголя в 21 веке? Что почитать?, Классика, Обзор книг, Русская литература, Литература, Длиннопост

1 — «Мертвые души»

Поэма "Мертвые души" - центральный шедевр Н.В. Гоголя, вершина его творчества и одно из величайших произведений русской литературы. Гоголь работал над ней около 20 лет, вложив все свои творческие искания, размышления о социальных проблемах и неповторимый литературный стиль.

Уже сама сюжетная завязка, основанная на реальном случае в Бендерах, наполнена глубоким символизмом. История скупщика "мертвых душ" (так назывались крепостные, официально числившиеся умершими) становится метафорой духовного омертвения русского общества того времени.

В поэме Гоголь создает энциклопедическую панораму российской жизни 1830-х годов со всеми ее пороками - сословными предрассудками, человеческим эгоизмом, низменными помыслами. Череда ярких персонажей от Чичикова до помещиков-самодуров образует целую галерею сатирических типажей русского мира.

Используя реалистическую образность, гротеск, сочный народный язык, Гоголь обличает пороки общества, "прожженного насквозь" идеей наживы и собственничества. Но в финале первого тома он взывает к идеалу истинной духовной красоты.

Хотя последующие два тома, задуманные как "Божественная комедия" русской жизни, так и не были завершены, поэма стала образцом русской реалистической прозы XIX века и оказала колоссальное влияние. В ней воплотился гений Гоголя - сатирика, летописца народной жизни, обличителя пороков и певца "русской души". "Мертвые души" по праву вошли в сокровищницу мировой культуры как непревзойденный шедевр человеческого гения.

Показать полностью 7

Ответ на пост «Кто ты по жизни?»

Люди жалуются на то, что им всё труднее читать классику и книги в целом. Всё это они делают отвечая на пост годичной давности «Кто ты по жизни?» — интеллигентный человек или быдло, типа читал Каренину или нет.

На самом деле, в этом нет ничего удивительного. Мы стали настолько избалованы контентом, который нам предлагают алгоритмы рекомендаций, что чтение действительно требует усилий.

То есть мы уже даже не думаем, просто открываем рандомное приложение и смотрим или выбираем, из того, что оно предлагает. Мемы, нарезки, фильмы или сериалы.

Но если быть до конца честным, мне уже фильмы или сериалы достаточно сложно смотреть, не отвлекаясь на телефон..

Книжная лига

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил…

Здравствуйте, уважаемые любители животных и великой русской литературы! Представьте: шёл сегодня носом в телефон мимо памятника Гоголю, что в скверике перед музеем Гоголя на Гоголевском бульваре, и попался мне на глаза вот такой забавный пост:

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост

Хорошо формулирует Розя Скрипник! А с Гоголем – там вот какая вышла история...

Обычно у людей так: мы сами представляем себя "хардкорной версией" – то есть чем-то мужественным или романтичным, а окружающие видят нас несуразными "пуссикэтами". С Гоголем же вышла путаница: пока он был хардкорной полтавской версией Эдгара Аллана Дэвидовича (вспомним "Страшную месть" или "Портрет"), все умилялись – "ну до чего же милый", а когда он стал "пуссикэтом" (наивным, простодушным, но очень благонамеренным), те же самые все принялись орать: "А-а-а, аццкий сотона!.."

Можно, я расскажу эту историю? Вот, кстати, картина Репина (буквально), на которой Гоголь больше похож на свою хардкорную фотографию, чем на портрет из учебника литературы...

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост

И.Е. Репин. "Самосожжение Гоголя"

Начнём с того, что в детстве Гоголь был чувствительным и сентиментальным мальчиком. У него был младший брат-погодок Иван, с которым они очень дружили. Примерно девяти лет отроду Иван умер от болезни, и Никоша (как называли будущего писателя в семье) очень тяжело переживал эту смерть. Одним из первых его литературных произведений была детская поэма «Две рыбки», в которой он аллегорично изобразил их с братом судьбы. Это важно.

Существует теория, что в первом более или менее законченном произведении писателя в закодированном виде таится всё его будущее творчество – как яблоня в яблочном зёрнышке. Не выбрасывайте первые литературные опыты ваших детей!..

Так вот, "яблочным зёрнышком" Гоголя были плаксивые (в хорошем смысле слова) "Две рыбки". И, если вам покажется (или кто-то скажет), что в "Старосветских помещиках" он бичует этих нелепых, но милых стариков беспощадным сарказмом, вспомните об этом, пожалуйста.

В учении отрок Гоголь не усердствовал. Его главным школьным увлечением был театр. Вот описание его участия в одном из ученических спектаклей:

Является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. И, наконец, закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнулась и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху.

«Неожиданное прибавление», если кто не понял, – это звук, исторгаемый теми устами, что не говорят по-фламандски. И далее:

Бежит за ширмы инспектор Белоусов: –  „ Как же это ты, Гоголь? Что же это ты сделал? “  – „ А как же вы думаете сыграть натурально роль 80-летнего старика? Ведь у него, бедняги, все пружины расслабли, и винты уже не действуют, как следует“.

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост

Гоголь в гримёрке перед гимназическим спектаклем

В другой раз Гоголь играл роль скряги. К этой роли он готовился больше месяца: часами просиживал перед зеркалом и пригибал нос к подбородку, пока наконец не достиг желаемого.

В гоголевской страсти к актёрству была какая-то чрезмерность, какое-то подчас бесовство: «Бывало, то кричит козлом, ходя у себя по комнате, то поёт петухом среди ночи, то хрюкает свиньёй, забравшись куда-нибудь в тёмный угол», – вспоминали товарищи Гоголя по гимназии. – «У него был громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменный голос и полнейшее перерождение в роли, которые он играл. Думается, что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков-артистов, если бы вступил на сцену».

Ан дудки. По приезду в Санкт-Петербург юный Гоголь пытается выдержать актёрское испытание (среди экзаменаторов сам Каратыгин), но терпит крах – во время чтения запинается, мямлит и даже не является потом узнать результаты.

Сам он вспоминать об этом не любил (ну понятно – травма), зато рассказывал, что будто бы, едва приехав в Санкт-Петербург, отправился на квартиру Пушкина. Перед дверью его охватывает такое волнение, что он вынужден сбежать вниз и долго приводить в порядок сердце и дыхание в кофейне… Снова идёт на штурм. Дверь открывает слуга.

– А что, Александр Сергеевич дома ли?

– Почивают-с.

– Всю ночь работали?

– Как же, работали-с! В картишки играли-с…

Вероятнее всего, Николай Васильевич этот эпизод выдумал. Как и знаменитый «эпизод с кошкой», известный со слов Александры Осиповны Смирновой-Россет. История звучит так:

Было мне лет пять. Я сидел один в Васильевке. Отец и мать ушли. Оставалась со мною одна старуха няня, да и она куда-то отлучилась. Спускались сумерки. Я прижался к уголку дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело, что-то надвигалось, что-то уходило куда-то. Верите ли, – мне тогда уже казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зелёные глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко…

Дальше – вызывающий смесь ужаса и отвращения рассказ о том, как Никоша топит кошку в пруду (она вырывается, он пихает её в воду палкой), а потом сам же горько оплакивает.

Наверняка между первой и второй частями рассказа Гоголь хитро посверкивал глазами в сторону слушателей – готовы ли? Ибо не может не очарованный и не загипнотизированный человек поверить в техническую возможность утопления кошки пятилетним ребёнком. (Вы когда-нибудь кошку купали? Палкой он её в пруд запихивал…)

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост

Эта ещё ничего, спокойная, раз хозяева без перчаток

Для читателей, чьи любовь к животным и отзывчивое на чужую боль сердце затмевают внимательность, повторим: никакой кошки Гоголь в детстве, разумеется, не топил. Но сам этот выдуманный им рассказ лишний раз напоминает о толике бесовства в его прирождённом актёрстве. Рассказы, подобные этому, из разряда известных гоголевских недобрых розыгрышей (однажды, подговорив товарищей, он убедил однокашника, человека болезненно мнительного, что у того «бычачьи глаза»).

Но продолжим рассказ. Итак, Гоголь – молодой провинциал, приехавший покорять столицу. Энергичный, дерзкий, по-хорошему нахальный, малообразованный (из всей европейской литературы читал и признавал одного Вальтера Скотта). Как вы думаете, с кого  Гоголь потом писал своего Хлестакова?

Да с себя, разумеется!

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост

Похож? На Хлестакова? Это Гоголь, ему тут 25 лет. Причёска его называется "тупей". Помните рассказ Лескова "Тупейный художник" – про несчастного парикмахера? Он раньше то ли в школьной программе, то ли в "списке рекомендованного чтения" был. Тупеями (от французского tоuреt, «пучок волос») называли особый начёс над лбом. Так что у Тихонова тут тоже тупей:

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост

Кстати, почему у Хлестакова всё получается – всех ввести в заблуждение, всех очаровать, обмануть? Только ли потому, что у страха глаза велики? А может, ещё и потому, что Хлестаков был не лишён актёрского обаяния?

Сам он о себе говорит: «У меня лёгкость необыкновенная в мыслях». Но ведь «лёгкость в мыслях» – это не только каламбур, напоминающий о легкомыслии. Гениальность художника тоже обусловлена «лёгкостью в мыслях». Когда слово или решение приходит легко, само собой, «будто кто-то твоей рукой водит». Врущий Хлестаков испытывает настоящее вдохновение...

ХЛЕСТАКОВ.  У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф»… все это я написал.

АННА АНДРЕЕВНА.  Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?

ХЛЕСТАКОВ.  Да, это мое сочинение.

МАРЬЯ АНТОНОВНА.  Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.

АННА АНДРЕЕВНА.  Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.

ХЛЕСТАКОВ.  Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.

АННА АНДРЕЕВНА.  Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!

Забегая вперёд (и памятуя о «Двух рыбках») обратим внимание, что образ Хлестакова не исчерпывается комизмом. Хлестаков – это человек, который, в отличие от Гоголя, так и не покорил столицу. И вот теперь возвращается – навсегда. Впереди слякотный просёлок, унылая поместная и уездная жизнь, папенька-самодур, которого Хлестаков боится. Его вдохновенная болтовня – это прощальный бенефис, погребальный гимн несбывшимся мечтам. Кто знает, что там плескалось на дне души? Может, хотел служить, хотел писать (тогда все этого хотели) и написать что-то и впрямь не хуже «Женитьбы Фигаро»… Да вот ничего не вышло.

Как у самого Гоголя – с театральным поприщем.

Вообще, «Ревизор» – это целый букет несбывшихся надежд. Рухнули надежды Марьи Антоновны на выгодное замужество, рухнули надежды Петра Иваныча Бобчинского, что о нём скажут государю – живёт, дескать, такой на свете. Нет, не скажут, никто о нём не узнает. Ему суждено сгинуть бесследно. Как и большинству из нас. Неслучайно в большинстве постановок «Ревизора» реплику: «Чему смеётесь? Над собою смеётесь!» Городничий кричит в зал. То есть – зрителям. И мы ухахатываемся...

Мог бы и Николай Васильевич несолоно хлебавши вернуться в свою Васильевку. Актёрский экзамен он провалил, со службой тоже не складывалось. Пристроят его к месту, а он несколько дней походит и пропадёт. Три дня его нет, потом является. Ему говорят: «Николай Васильевич, голубчик, нельзя так»! А он сразу – раз, и тянет из кармана прошение об отставке. Заранее написал.

Литературная стезя тоже начиналась не гладко. Гоголь являлся на поклон к Булгарину, главному редактору журнала «Северная пчела», и преподносил тому хвалебную оду, в которой сравнивал Булгарина с Вальтером Скоттом.

Сохранилось письмо Гоголя к матери, в котором он обращается к ней с неожиданной просьбой: «Если будете иметь случай, собирайте все попадающиеся вам древние монеты и редкости, какие отыщутся в наших местах, стародавние, старопечатные книги, другие какие-нибудь вещи, антики». Откуда такое увлечение стариной? Очень просто: собирателем древностей был Павел Петрович Свиньин, издатель «Отечественных записок», в которых и была напечатана повесть Гоголя «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала»… Это уже не хлестаковские, а прямо-таки молчалинские манеры!

Ах да, Молчалин – это у Грибоедова. Ну тогда вот вам Гоголь – Башмачкин.

Некоторое время Гоголь читал курс истории в университете, где, по отзывам, «стал посмешищем для студентов» («лицо подвязано платком от зубной боли»), однако «лекции имели на всех, а в особенности на молодых его слушателей, какое-то воодушевляющее к добру и к нравственной чистоте влияние».

Говорят, однажды Гоголь обрил голову, чтобы лучше росли волосы, и носил парик, под который, чтобы тот не сползал, подкладывал вату. Вата под париком сбивалась и самым прискорбным образом выглядывала наружу. Сразу вспоминается:

…И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь, и оттого вечно уносил на своей шляпе арбузные и дынные корки и тому подобный вздор. Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице, на что, как известно, всегда посмотрит его же брат, молодой чиновник, простирающий до того проницательность своего бойкого взгляда, что заметит даже, у кого на другой стороне тротуара отпоролась внизу панталон стремешка, – что вызывает всегда лукавую усмешку на лице его.

Это – Гоголь, великая повесть «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин.

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост

Слева Ролан Быков, справа Александр Карпов, но как похожи!

А вот Гоголь о себе: «Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мною»  («Выбранные места из переписки с друзьями»).

А вот что касается воодушевления к добру и нравственной чистоте (помните, «лекции имели на всех (...) какое-то воодушевляющее к добру и к нравственной чистоте влияние»?)

Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: „Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?“ И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: „Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? “  — и в этих проникающих словах звенели другие слова: „Я брат твой“. И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…

Это – снова Башмачкин.

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост

Один из нехудших Башмачкиных нашей сцены – Марина Неёлова

Позже мы ещё вспомним об этой пророческой строчке: «Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей»...

А пока Гоголь весьма общителен; его «Вечера на хуторе» прогремели и принесли ему славу, к которой молодой автор отнёсся на удивление трезво: «Вы спрашиваете об  „ Вечерах“ Диканьских. Чёрт с ними ! ( … ) Да обрекутся они неизвестности, покамест что-нибудь увесистое, великое, художническое неизыдет из меня!»

И вот тут Плетнёв наконец знакомит его с Пушкиным и случается так, что именно Александр Сергеевич подсказывает Гоголю идею того самого «увесистого, великого, художнического».

Но Гоголь чувствует, что работа над «Мёртвыми душами» предстоит огромная, долгая (а кормиться-то надо!), и вот этот простодушный наглец просит Пушкина подсказать ему ещё один сюжет – для лёгкой комедии: «Я, кроме моего скверного жалования университетского — 600 рублей , никаких не имею теперь мест. Сделайте же милость, дайте сюжет».

И Пушкин делится с ним замыслом, над которым собирался было поработать сам, записав для памяти: «Криспин (Свиньин) приезжает в губернию на ярмонку, его принимают за… Губернатор честный дурак, губернаторша с ним проказит. Криспин сватается за дочь…».

Неизвестно, написал бы Пушкин эту вещь или нет, но, надо сказать, он уступает Гоголю своего Криспина-Свиньина не без сожаления, сказав домашним – в шутку, но с оттенком досады: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя»...

Наверное, все устали уже, давайте перерыв сделаем? Потому как впереди главная часть – как топили самого Гоголя. Почему он такой хардкорный на фотографии – и на этом посмертном памятнике...

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост

...мимо которого я два часа назад на почту ходил – и как раз на обратном пути увидал в телефоне забавный пост Рози Скрипник. И прямо руки зачесались рассказать вам эту историю. Надо было отчёт за апрель составить, а я время на переписывание этого рассказа потратил, товарищи.

Вы хоть напишите – продолжение-то нужно вообще? Или «достал уже окаянный Лучик»? Кстати, от рекламы «Лучика» ничто никого не освобождает!

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост

Патологическая скромность не позволяет мне подчеркнуть красным «детям выписала». Надеюсь на вашу внимательность.

Совпадение? Не думаю! Или как Гоголь кошку в пруду топил… Литература, Русская литература, Николай Гоголь, Биография, Культура, Писатели, Странный юмор, Воспитание детей, Образование, Книги, Детская литература, Детский журнал, Воспитание, Творческие люди, Урок, Длиннопост
Показать полностью 11

Хорошо разбираетесь в звездах и юморе?

Тогда этот вызов для вас! Мы зашифровали звездных капитанов команд нового юмористического шоу, ваша задача — угадать, кто возглавил каждую из них.

Переходите по ссылке и проверьте свою юмористическую интуицию!

Хорошо разбираетесь в звездах и юморе? Юмор, Звезды
Книжная лига
Серия Правильные сказочные герои

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять"

С фильмом "Приключения Электроника" все очень странно.

Я бы даже сказал - загадочно.

Жил-был писатель Евгений Велтистов, придумавший Электроника и Сыроежкина. Он был прекрасным популяризатором науки. Но весьма средним писателем.

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

Велтистов очень понятно и интересно рассказывал про современные научные разработки, загадки математики, придумывал всякие изобретения будущего. И делал это действительно хорошо. К примеру, в третьей книге про Электроника и Сыроежкина "Победитель невозможного" практически ничего не происходит, кроме решения научных задач - но многие считают ее лучшей в цикле.

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

А вот с построением сюжета у Евгения Серафимовича всегда были серьезные проблемы. Выдерживать единую нить повествования, не допускать провисания сюжета, постоянно держать читателя в напряжении - все это у него неважно получалось, и его книги часто рассыпались на ряд плохо скрепленных между собой эпизодов.

Ему ничего не стоило, к примеру, вставить в книгу какое-нибудь путешествие Сыроежкина в двухмерную страну, не имевшее никакой предыстории и не вызвавшее никаких последствий. Ну вот просто придумался такой эпизод, а что он выглядит инородным телом и торчит в ткани повествования, как гвоздь в табуретке - ну, ничего страшного. Идея же интересная.

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

К сожалению, с годами профессиональные проблемы автора только прогрессировали, из-за чего, например, четвертую книгу цикла, "Новые приключения Электроника" читать уже крайне проблемно, несмотря на появление девочки-андроида Электронички.

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

И вот этот человек в конце семидесятых садится и пишет сценарий трехсерийного телефильма "Приключения Электроника", где от его книг, по сути, не осталось камня на камне.

Где действие перенесли из будущего в наши дни, безжалостно вычистили всю популяризацию науки, да и фантастику, по сути, тоже выставили на мороз, сменив жанр на комедию положений.

Правда, взамен появился крепкий и динамичный авантюрный сюжет с шутками и, в меру приправленный подростковыми проблемами и философскими вопросами.

Так что - так можно было?

Жил-был режиссер Константин Бромберг. За сорок лет жизни снял два с половиной фильма - короткометражку «Длинный день Кольки Павлюкова», революционную ленту «Был настоящим трубачом» и фильм о животных «У меня есть лев».

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

Никогда не имел дело ни с фантастикой, ни с детским кино, ни с музыкальными фильмами.

И вдруг сделал по-настоящему культовый фильм, ставший символом детства для целого поколения советских школьников и абсолютно справедливо награжденный Государственной премией СССР.

Константин Бромберг попытался повторить успех, вновь экранизировав популярную фантастику - "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких, но в итоге получились беспомощные "Чародеи", в которых нет ничего, кроме песен.

Больше Константин Бромберг художественных фильмов не снимал.

Возникает закономерный вопрос - что это было?

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

Пересматривая сегодня "Электроника" непредвзятым взглядом, я вижу, что режиссерски фильм очень слабый. Его вытягивают убойная тема, крепкий сценарий, песни Крылатова и Энтина и профессионализм и обаяние актеров, причем взрослых.

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

А дети играют на уровне школьной самодеятельности, что, в общем, неудивительно. С детьми вообще очень непросто снять хороший фильм, с ними надо уметь работать, а подобными навыками даже в СССР, с его масштабной индустрией детского кино, владели максимум 3-4 режиссера. И Бромберга в этом коротком списке нет.

Не случайно никто из школьников, игравших в фильме, так и не стал актером.

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

Даже получивший актерское образование и обладающий самым внушительным списком киноролей Василий Скромный, сыгравший Макара Гусева, в итоге бросил кино, ушел морячить и стал боцманом.

Хотя нет. Одно-единственное исключение все-таки было. Помните темненькую девочку с двухсекундной ролью - которая Чижикова Рыжиковым называла?

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

Фильм вышел в 1980 году, в 1981-м она переехала с мамой из Одессы в Москву, в 1988 году заняла второе место на первом в СССР конкурсе красоты «Московская красавица», а в 1993 году окончила ГИТИС, мастерскую Анатолия Васильева.

Это Оксана Фандера, жена Филиппа Янковского, мама Ивана Янковского (Адидаса из "Слова пацана") и действительно хорошая актриса, вспомните хотя был ее террористку Иглу из фильма "Статский советник".

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

Но вернемся к главному вопросу - почему не очень умело снятый фильм "Приключения Электроника", что называется, выстрелил? Почему для миллионов людей он стал "бомбой" тогда и одним из главных событий детства - после?

Успех действительно был невероятным, юные актеры получали письма мешками, редакцию ЦТ натурально заваливали требованиями о повторе и только в премьерный 1980 год «Приключения Электроника» «по многочисленным просьбам зрителей» показали трижды! Да и в последующие годы практически ни одни школьные каникулы не обходились без повтора истории робота, решившего стать человеком.

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

Обычно такое происходит, когда фильм попадает в нерв эпохи.

В прошлой главе я уже говорил, что книга и фильм принадлежат к различным историческим периодам.

Книга Евгения Велтистова "Электроник - мальчик из чемодана", рассказывающая о прекрасном будущем, которое мы построим, вышла в 1964 году. Через три года после полета Гагарина и обещания Хрущева, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

А дальше все произошло как в антисоветском анекдоте - хотели построить коммунизм, но посчитали, сколько накопили, и решили провести олимпиаду...

Именно в "олимпийском" 1980 году и вышел многосерийный телевизионный фильм "Приключения Электроника".

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

Вы спросите - что же изменилось за эти 16 лет?

Знаете, в жизни, наверное, любого человека наступает такой период, когда ему необходимо пожить "для себя". Хотя бы, чтобы просто разобраться в себе.

Для нашей страны двадцатый век был невероятно тяжелым, и при позднем Брежневе советские люди смертельно устали жить для грядущего - будь то построение коммунизма, освоение космоса или мир во всем мире.

Очень хотелось пожить сейчас, в настоящем - благо, уже несколько десятилетий ничего страшного не происходило, и мы вроде как могли себе это позволить.

Как ни странно, это касалось и нас - детей (я ровесник героям фильма, там играли дети моего года рождения).

В школе нам, конечно, доказывали, что коммунизм - это молодость мира и его возводить молодым - но доказывали как-то неубедительно. Похоже, доказывальщики сами не сильно верили в свои слова.

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

Как следствие - джинсы, мопед и возможность поскакать с одноклассницами про Hands Up группы "Оттаван" в какой-то момент стали интересовать нас гораздо сильнее космического освоения Вселенной.

Невероятная убойная сила фильма про Электроника была в том, что он был про нас.

Не про мальчишек Гражданской войны, как "Неуловимые", а про нас - нынешних, ведь мы с героями фильма неотличимы - те же галстуки, та же форма. Мы с тобой одной крови, возьмите меня к себе.

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

И при этом в кадре творится не всякое занудство про скучную реальность с моралью, а ПРИКЛЮЧЕНИЯ!

За ними даже не надо лететь в космос, как в "Москве-Кассиопее", прикинь! Приключения сами придут к тебе в школу в виде замаскированного супер-робота Электроника!

Так и будет, е-е-е!

В общем, искренние восхищения 60-х "До чего дошел прогресс!" в фильме 80-го сменились не менее искренним заявлением: "Мы маленькие дети, нам хочется гулять!".

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

"Приключения Электроника" оказались одним из первых чисто развлекательных детских фильмов про "здесь и сейчас" - и именно в этом качестве стали любезны народу.

Симпатичные мальчишки, красивые девчонки.

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

Ури в шлеме, подминающий под себя шоссе на навороченном чешском мотоцикле, хоккейные победы, приключения здесь и на капиталистическом Западе - что еще надо для счастья?

Искренность нашего незамутненного восторга не сбивалась никаким: "Не дерзи, Макар! Не дерзи!".

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

И, знаете - я буду последний, кто бросит камень в нас тогдашних, в этих наивных дурачков.

Ну да, кто спорит - учиться лучше на чужих ошибках, но некоторые знания можно получить только эмпирическим путем, на собственной шкуре, иначе не дойдет.

В конце концов, все было по справедливости - именно поколению "Электроника" и пришлось оплачивать счета за попытку "пожить для себя".

А как было удержаться?

Финал фильма помните?

– Мальчик, что случилось?

– Как, вы не знаете? Каникулы начались!

"Мы маленькие дети, нам хочется гулять" Детская литература, Сказка, Приключения Электроника, Длиннопост

А ведь нас, дураков, предупреждали.

Правда, уже на титрах, которые никто не смотрит:

"Куда подует ветер – туда и облака.
По руслу протекает послушная река.

Но ты – человек, ты и сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой".

P.S. Как сообщила студия «Водород», недавно выпустившая римейк «Гостьи из будущего», известный сценарист Андрей Золотарёв («Слово пацана») уже приступил к написанию сценария новой версии "Приключений Электроника".

________________________

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Показать полностью 18
Отличная работа, все прочитано!